Лине́йный кора́бль, сокращённо линко́р, — тяжело вооружённый и бронированный артиллерийский военный корабль, основными задачами которого является уничтожение кораблей противника в составе боевого соединения и бомбардировка целей на побережье. Первые линейные корабли появились во флотах европейских стран в начале XVII века. По итогам второй мировой войны, в связи с выходом на первые роли палубной и береговой авиации, а также подводных лодок линкоры, как тип военных кораблей, были признаны устаревшими. Последние линейные корабли были сняты с вооружения (в США) в девяностых годах XX века.

Термин «линейный корабль» возник во времена парусного флота, когда в бою многопалубные корабли выстраивались в линии так, чтобы во время своего залпа быть повёрнутыми противнику боком, а во время вражеской стрельбы — кормой. Дело в том, что наибольший урон цели наносил одновременный залп всех бортовых орудий. Появившиеся в середине XIX века паровые однопалубные корабли с малым количеством мощных орудий применяли ту же тактику и сохранили название, хотя технически они являлись фрегатами.Содержание

Парусные линейные корабли

Линейный корабль HMS Victory, флагман Нельсона в Портсмуте

Построение в линию во время морского боя впервые стало применяться флотами Англии и Испании в начале XVII века. Появившиеся в результате этого многопалубные парусные линейные корабли более чем 250 лет являлись основным средством ведения войны на море и позволили таким странам как Голландия, Великобритания и Испания создать огромные торговые империи.

Появление новейших методов расчета корпусов позволило прорезать пушечные порты еще на стапеле и таким образом рассчитывать силу кораблей еще до спуска их на воду, располагая орудия в несколько ярусов.

К середине XVII века возникло чёткое разделение линейных кораблей по классам: старые двухпалубные (то есть в которых две палубы одна над другой были заставлены пушками, стреляющими через окна в бортах) корабли с 50 орудиями были недостаточно сильны для линейного боя и использовались в основном для эскорта конвоев. Двухпалубные линкоры, несущие от 64 до 90 пушек составляли основную часть военного флота, в то время как трёх- или даже четырёхпалубные корабли (98—144 орудия) выполняли роль флагманов. Флот из 10—25 таких кораблей позволял контролировать морские торговые линии и в случае войны перекрывать их для противника.

Дерево для постройки линейных кораблей отбиралось самым тщательным образом, вымачивалось и высушивалось в течение ряда лет, после чего тщательно укладывалось несколькими слоями, достигавшими в сумме одного метра. Сплошные ядра нередко отскакивали от такого толстого борта, давая линейным кораблям тех лет право называться настоящими броненосцами. В бою они выводились из строя стрельбой по рангоуту. В итоге корабли переходили из рук в руки в течении десятков лет, пока не становились жертвой пожаров или жучка-древоточца.

Семилетняя война

В XVIII в. облик линейных кораблей устоялся и наибольшую роль стал играть опыт экипажей. Здесь лидировала Англия, не только имевшая самый большой флот, но и постоянно державшая его в море, что обеспечило английским морякам отличную выучку.

Именно этот фактор и стал решающим в установлении английского морского господства в ходе Семилетней войны, когда технически более совершенные французские корабли проигрывали схватки более опытным англичанам, что привело к потере французских колоний в Индии и Канаде. После этого Англия по праву носила титул владычицы морей, поддерживая его т. н. «двойным стандартом», то есть поддерживая такую численность флота, которая позволяла противодействовать двум следующим по силе флотам мира.